Исследование себя
Очевидно, почему каждому из нас сейчас нелегко. Неопределённость остаётся высокой даже после принятия важных решений, а не только до. Ситуация везде меняется молниеносно, от чего перехватывает дыхание как в детстве, когда чьи-то руки подбрасывали нас высоко вверх, чтобы в последний миг подхватывать где-то внизу. Мы уже не дети и, конечно, сегодня многое зависит от нас. Но не всё, не везде и не всегда, а потому хоть иногда, но каждый испытывает бессилие при встрече со своей смертью, символически или буквально. Неважно, насколько человек физически, интеллектуально и психологически силён, у каждого есть своя “ахиллесова пята”, о которой не хочется даже говорить, а надавливание на неё сразу же парализует.
И психология, и духовные практики указывают, что после такой экзистенциальной встречи нельзя остаться прежним. Происходит метаморфоза личности. Старая кожа сбрасывается, вместо откушенного вырастает новый хвост. Сочетание неумолимости и опасности в процессе трансформации, конечно, удручает и пугает. Однако можно найти некоторое утешение в том, чтобы за этим процессом внимательно наблюдать.
Ведь в точке своего бессилия человек оказывается неспособен лгать. А потому действует именно так, как он внутренне устроен. Бьёт, бежит, застывает, трясётся, ест себя или тянется к незнакомому феномену рукой. Это похоже на пателлярный рефлекс, когда врач постукивает вам по колену резиновым молотком — организм реагирует на стимул непроизвольно. Поэтому сейчас уникальное время, чтобы изучать поведение людей — индивидуумов, групп, организаций, коалиций и даже народов.
Речь не столько о выявлении тех, кто оказался другом, а кто врагом, что тоже важно, сколько об углублении своего понимания человеческой природы. Любой человек гораздо больше, чем ярлык, который для простоты хочется на него навесить. Во мне, например, сочетаются самые разные аспекты, вызывающие радость и грусть, гордость и стыд, надежду и ужас. Эти несколько дней подарили для осмысления колоссальный объём фактов. Когда всё в итоге закончится, люди, включая вас и меня, спохватятся и снова натянут социальные маски, пряча за ними свою уязвимую суть. Но пока что есть возможность изучать себя и других, словно в камеру National Geographic, которая ведёт съёмку внутри львиного прайда. Кроме того, что в результате расстаёшься с иллюзиями и становишься, очень надеюсь, хоть чуточку мудрее, сам исследовательский процесс настолько увлекает, что тревога отступает, а время летит быстрее.
Искренне ваш,
-Александр