Боль

alyadov
4 min readOct 15, 2018

Шли месяцы, но боль в плечах не проходила. К вечеру еще как-то можно было ими двигать, но по утрам плечи болели так сильно и внезапно, что гуляя с собакой, я уходил в пустынную часть парка и орал во весь голос от боли, даже лучше сказать — выл. Врач сказал, что пострадало акромиально-ключичное сочленение — соединение акромиального отростка лопатки и акромиального конца ключицы. И что с этим ничего сделать нельзя — мол, это особенность некоторых видов спорта, где люди постоянно ударяются или падают на плечо (хоккей, самбо, регби и т.д.).

Заниматься борьбой я не мог из-за растущей боли. Однако бросать занятия любимым спортом я ни в коем случае не хотел. Возникло противоречие и мой ум отчаянно искал выход из него.

В Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) среди прочих есть такие правила:
- Обязательный признак изобретения — преодоление противоречия.
- Противоречия надо усиливать, обострять, доводить до предела.
- Сначала надо попытаться устранить источник зла, а потом, если это не удастся, начать борьбу с самим злом.

Оглядываясь назад, не могу сказать, что я сознательно следовал алгоритму решения изобретательских задач (АРИЗ), но интуитивно я к чему-то подобному все-таки пришел под влиянием прочитанного.

Создатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтштуллер писал: «Изобретательское творчество состоит в том, чтобы найти такой путь, при котором уступки вообще не требуется (или она непропорционально мала по сравнению с получаемым результатом)…. Необходимость в изобретении возникает в тех случаях, когда задача содержит дополнительное требование: выиграть и… ничего не проиграть».

Поставленный самому себе вопрос мог бы звучать примерно так: «Как, не прекращая занятий спортом, можно избавиться от боли в плечах, а заодно и резко нарастить показатели силы и мышечной массы?». Парадоксальная задача родила парадоксальное решение — нужно добавить гири, они же kettlebells.

Я давно заглядывался на гири, обращая внимание на их упоминания там и сям. Несмотря на всеобщее восприятие гирь как чего-то архаичного, немодного и даже брутально-тупого, меня почему-то жутко интриговал даже сам вид гирь. Ввиду их непопулярности не было возможности в полной мере из оценить. И конечно, было ясно, что без инструктора познавать гирю — плодить травмы. Я жадно ловил информацию о гирях, но не делал конкретных шагов.

Теперь же, с растущей болью в плечах и тупиковым вердиктом врача, я наконец решился. Довольно быстро нашел замечательного инструктора Евгения Ромаса, заслуженного тренера по гиревому спорту, прошел несколько пробных занятий и купил 16кг гирю себе домой. Поначалу занятия конечно вызывалеи в теле тотальный дискомфорт. К счастью тренер очень методично ставил технику, заставив отрабатывать траекторию движений… без гирь. Оказалось в этом виде спорта техника дико важна — большинство движений выполняется не руками (как кажется), а ногами и за счет инерции махов.

Я не помню когда именно, но вдруг осознал, что боль в плечах стала исчезать. Одновременно с этим быстро росло количество повторений во всех упражнениях. Плечи округлились как пушечные ядра, заметно выросла трапеция, стал более четким пресс. На борьбе ребята стали в шутку намекать на тайный прием мною стероидных препаратов. Рост силы и массы стало невозможно отрицать. Теперь уже мне странно вспоминать период утренних воплей в Мариинском парке — настолько свободной стала амплитуда в плечах.

Конечно, звучит очень странно — лечить боль от нагрузки добавлением большей нагрузки. Однако именно это и помогло. В ретроспективе все просто. Приняв за данность «узкое место» — уязвимость точки соединения ключицы и лопатки я постарался усилить весь мышечно-связочный аппарат вокруг. Тем самым разгрузилась точка боли, поскольку окрепшие мышцы теперь приняли весь удар на себя. В отсутствии избыточной нагрузки, травма излечилась сама собой. «Узкое место» в системе исчезло, (а точнее сдвинулось из плеч в иное место).

Сегодня я не могу себе представить своей спортивной жизни без гири, ибо более креативного снаряда я еще не встречал. Сложно себе представить, чтобы кусок чугуна с ручкой мог бы иметь бесконечное число упражнений, прорабатывающий все возможные группы связок и мышц. Я ненавижу рутину, поэтому регулярно нахожу новое упражнение, которое по неожиданной траектории или углом нагружает организм.

Какой во всей ситуации главный урок? Меня поражает то как казалось бы тупиковая ситуация способна радикально изменить знак минус на плюс. Я еще не вполне понимаю как именно это предсказуемо делать, но я просто физически ощущаю скрытый потециал роста в каждом тупике…

О том, чем я занимаюсь, можно прочитать здесь

Другие мои статьи можно найти на Medium, в блоге и на сайте.

Эта статья является частью “In-between” — проекта об искусстве жить между Хаосом и Порядком. Для этого я исследую жизнь с разных точек зрения — бизнес, семья, здоровье, спорт, психология, общество. Своими догадками и находками я делюсь через статьи, аудио-подкаст и видео-блог. Если вы хотите поддержать проект “In-between”, то вы можете это сделать на краудфандинговой платформе “Patreon”, став Патроном моего творческого проекта.

Спасибо вам за чтение. Вам понравилась статья? Вы можете нажать на кнопку 👏 “хлопнуть в ладоши”, чтобы другим читателям было проще эту статью отыскать на Medium.

--

--

alyadov

Как бизнес-терапевт, я помогаю предпринимателям быстрее принимать трудные решения на стыке бизнеса и личности.