Ваше секретное оружие против страха

Мало кто умеет им пользоваться, но оно всегда под рукой

alyadov
4 min readApr 15, 2020
Olexa Mann Print

Примечание: впервые статья была опубликована в издании “НВ”.

Эта картина висит у меня над столом в кабинете. Каждый день мой взгляд упирается в нее. Я купил этот принт на благотворительной акции. Автор — талантливый украинский художник Олекса Манн, за творчеством которого я давно уже наблюдаю. Не знаю, что Олекса хотел в ней сказать, но для меня картина обладает гипнотической силой и бездной смысла. Здесь я вижу драму жизни каждого из нас.

На первый взгляд, сцена может смутить или даже напугать слишком чувствительного человека. Знаете, как те фотографии в интернете, сделанные за миг до катастрофы. Мне вполне понятен этот страх. Ведь с годами приходится нехотя согласиться с буддистами в том, что жизнь — это нить с бусинами разнообразных страданий. Оптимизм юности умилителен и прекрасен, но слишком ограничен, ибо продиктован беспечностью слепоты. Так наивный щенок весело гоняется за пчелами по минному полю на глазах у хозяйки, в ужасе наблюдающей зигзаги его судьбы.

Иисус в 30 лет принял крещение, Будда в 35 лет достиг просветления, Мухаммед в 40 лет начал проповедовать Коран. Божественное откровение делит жизнь на «до» и «теперь». Наверное, можно прожить в мутном сне всю жизнь, игнорируя до последнего вздоха горькую правду. Но чаще всего человек просыпается. Точнее, жизнь немилосердно будит его или ее. Кого-то слишком рано и брутально. Тогда ребенок превращается в маленького грустного старичка. Кого-то очень поздно и тогда бывает жутко видеть инфантильного мужчину с лысиной и животом.

Но чаще всего человек просыпается. Точнее, жизнь немилосердно будит его или ее.

Отрицать темную сторону жизни — значит терять в иллюзиях время. Гедонизм, как жизненная философия, быстро теряет вкус. Погоня за счастьем — пустая мечта наркомана. Накопление материальных благ и регалий может увлечь на пару десятков лет и то лишь при недостатке воображения. Сегодня человек красуется на обложке Forbes, а завтра объявлен в международный розыск и прячется от кредиторов в Камбодже. Вчера он здоров, полон сил и планирует график поездок по миру, а сегодня разбит внезапным параличом и невыносимо медленно восстанавливает подвижность тела. Можно прожить десятки лет в счастливом браке ровно до момента, как узнаешь, что уже много лет твой супруг бессовестно тебе врал. Долгожданная поездка в романтический отпуск может исковеркать всю жизнь, если на узкой улочке случайно встретить психопата. Так или иначе, но однажды, под лавиной фактов, личного и чужого опыта, становится невозможно игнорировать непредсказуемую, хищную и беспощадную сторону жизни. Однажды взглянув в пустые акульи глаза, забыть их уже невозможно.

Однако, все это лишь половина правды. Другая часть заключена в отношении к тому, что пугает нас. У человека есть фундаментальный выбор — в ужасе отвернуться или же упереться взглядом зверю прямо в пасть. Никто не может отобрать у человека дерзости взирать в бездну. Иногда даже это единственное, что остается — внимательно изучать то, что пытается нас живьем сожрать. И здесь происходит чудо. Позиция наблюдателя превращает беспомощную жертву в неуязвимого охотника. Каждый из нас обладает такой суперсилой. Имя ей — любопытство.

Никто не может отобрать у человека дерзости взирать в бездну.

Научные эксперименты показали, что после внезапного появления в крысиной клетке кота, поведение крыс в ближайшие сутки резко менялось. Бегство по норам было предсказуемой начальной реакцией. Затем наступала стадия ступора, в течение которой животные издавали ультразвуковой сигнал, по сути означающий вопли: «О, ужас! Катастрофа! Мы все умрем!». Потом у крыс начиналась стадия исследования рисков. В течение долгих часов они осторожно высовывали из нор мордочки, двигались короткими перебежками и тщательно обнюхивали пространство. Эта стадия активного сбора информации об источнике опасности включалась лишь спустя 7−10 часов после встречи с хищником. После успешного изучения всего пространства, убедившись в отсутствии кота, крысы возвращались к прерванной нормальной жизни, то есть снова начинали есть, пить, играть и заниматься сексом.

В ответ на любую неожиданную, незнакомую и непонятную ситуацию в мозге и животного и человека запускается так называемая “ориентировочная реакция” , которая, грубо говоря, состоит из двух частей. Первая, более быстрая, реакция страха, которая тормозит всякую привычную активность. Мозг прежде всего пытается ответить на вопрос “Насколько все это опасно? Может ли это меня убить?”. Однако спустя какое-то время, как бы запаздывая, вслед за страхом обязательно просыпается любопытство. Мы начинаем активно, со всех сторон, исследовать волнующий нас объект. Таким образом мы познаем новую территорию, обновляем свое понимание мира. И, зачастую, страшное оказывается не таким уж опасным. В итоге мы укрощаем хищника, который поначалу нас до смерти напугал. Иногда в схватке мы получаем серьезные травмы. Что ж, за ценные знания иногда нужно дорого заплатить. Наверное, даже потеряв все, можно все-таки остаться победителем, если из неизбежной катастрофы суметь извлечь свой личный смысл. Даже если отдельные индивидуумы в схватке погибают, человеческая популяция обучается, адаптируется и продолжает жить.

Можно уверенно утверждать, что под напором любопытства меняется все — и объект исследования, и сам наблюдатель. Причем иногда самым неожиданным образом. В результате то, что пыталось нас убить, пробуждает внутри нас новые грани — например, ранее незнакомые нам ярость, звериную изворотливость и восторг от борьбы. Яд становится лекарством. Унижение дарит смирение. Боль обостряет мудрость. Потеря комфорта высвобождает энергию творить. Парадоксально, но любопытство к источнику страха — наилучшая защита от него. Возможно, это самый ценный навык, которому нигде специально не учат, но который стоило бы нам всем с детства изучать.

Парадоксально, но любопытство к источнику страха — наилучшая защита от него.

Вам также могут понравиться статьи “Ужасное любопытство”, “Почему кролик не боится пантеры?”, “Какой ложкой черпать опасный опыт?” и “Как выбрать психотерапевта?”. Полный список статей находится здесь. Чтобы не пропустить новых статей, подписывайтесь на Medium или в Telegram.

Как бизнес-терапевт, я помогаю лидерам решать нестандартные проблемы. В отличие от других, я фокусируюсь на устранении первопричины проблем, а не симптомов. Подробнее о моем опыте и бизнес-терапии можно прочитать здесь.

Спасибо за чтение! Вам понравилась моя статья? Вы можете нажать на кнопку 👏 “хлопнуть в ладоши” (чем больше, тем лучше), чтобы другим читателям было проще отыскать эту статью на Medium.

--

--

alyadov

Как бизнес-терапевт, я помогаю предпринимателям быстрее принимать трудные решения на стыке бизнеса и личности.