Ловушка, в которую (не) попадать нельзя

alyadov
3 min readMay 10, 2021
Jim Westergard

“На крайний случай еда у меня есть” — размышляла мышь, разглядывая аппетитный сыр в мышеловке. Простая, вроде бы, метафора, но сколько сразу появляется любопытных вопросов. Например, когда наступает этот крайний случай? Можно ли называть сыр в мышеловке едой? Почему смертельно опасный вариант рассматривается как возможный?

Вы наверняка уже догадались, что все элементы — мышь, сыр и ловушка находятся у нас в голове. Память хранит воспоминания о бесчисленном множестве раз, когда наш грызун попадал в ловушки всех видов, конструкций и размеров. Возможно, один из нас падок на Камамбер, а другого сводит с ума Грано Падано. Чужая наивность нас раздражает или смешит, а свою уязвимость мы в упор не замечаем. Но каждому из нас знаком леденящий душу щелчок и обжигающая боль, означающие: “Добро пожаловать! Вы снова активировали сюжет личной драмы!”.

Чужая наивность нас раздражает или смешит, а свою уязвимость мы в упор не замечаем.

Разрушительный паттерн напоминает сказочное колдовство. Мы вроде бы догадываемся, что нам там будет плохо, но, словно в трансе, продолжаем спускаться по ступенькам в личный ад. “До тями” мы приходим слишком поздно. Острая боль и ужас катастрофы, если повезёт, мобилизуют спасительную жажду жизни.

“Родовое проклятие” у каждого предпринимателя своё. Один легко начинает потрясающие бизнес-партнёрства, а затем словно специально пытается их убить. Ослеплённый гордыней, другой нетерпеливо вгрызается в чудовищный проект, не имея ни навыков, ни ресурсов, чтобы его разжевать, проглотить и усвоить. Третий не в силах устоять перед соблазном всякой новизны и в итоге разбазаривает фундамент, что с таким трудом был уже построен. Четвёртый, имея шикарный рынок и рабочую бизнес-модель, зачем-то запутывает сотрудников в паутине противоречивых команд, норм и инструкций, так что в растущем хаосе невозможно отыскать какой-либо смысл.

Если в начале статьи проблема мыши казалась излишне простой, то теперь, наоборот, проблема предпринимателя кажется неподъёмно сложной. Всё правильно. Чем отвлечённее метафора, тем легче о ней размышлять. Но если, к примеру, вы расскажите про своё “проклятие”, оно покажется настолько замысловатым, что ногу сломит сам чёрт. Тот факт, что опасный сценарий упрямо повторяется вновь и вновь, говорит о том, что его тайный смысл пока актёром не осознаётся.

Тот факт, что опасный сценарий упрямо повторяется вновь и вновь, говорит о том, что его тайный смысл пока актёром не осознаётся.

Собственно, понять функциональный смысл своего “проклятия” значит ухватить дракона за хвост. Это ещё не победа, но первое из необходимых условий. В рамках начальной метафоры, мышь должна увидеть логику опасного алгоритма во всей полноте, в ужасе бессилия прожить его многократно и смертельно от происходящего устать. Только так в итоге появится и желание, и возможность по-быстрому пройти все уровни этого ада в уме, встряхнуться и спросить себя: “А оно мне надо?”.

Искренне ваш,

-Александр

“У меня в бизнесе сложная/запутанная/нестандартная ситуация. Вы можете помочь?”.
Забронируйте в моем календаре удобное вам время для нашего знакомства. Мы уточним ваш запрос и обсудим варианты, как вам можно быстро помочь.
​​Забронировать звонок >>

“Кто вы и чем занимаетесь?”
Как бизнес-терапевт, я помогаю предпринимателям быстрее принимать трудные решения на стыке бизнеса и личности. Подробнее на сайте и в моём интервью.

“Было бы интересно узнать отзывы других, кто уже имел опыт бизнес-терапии…”
​Денис Довгополый, основатель Unicorn Nest, всемирной базы венчурных фондов: “Несмотря на нелюбовь к консультантам разного плана, именно Сашин подход еще много лет назад дал мне ощущение, что настоящий add value консалтинг должен выглядеть именно так. И когда он начал практику я уже стал к нему направлять людей и в 100% случаев я получал отличный фидбек. Короче, если вам нужен бизнес-терапевт, член борда, адвайзер по стратегии или фасилитатор — вот он!”. Другие отзывы можно прочитать здесь.

--

--

alyadov

Как бизнес-терапевт, я помогаю предпринимателям быстрее принимать трудные решения на стыке бизнеса и личности.