Между явью и сном

alyadov
5 min readDec 14, 2018

Как вы встаете утром с постели? Лениво потягиваетесь как никуда не спешащий кот, и нехотя переползаете под струи горячего душа? Или же, вы пружиной выстреливаете в новый день словно пограничник по тревоге? У каждого свой способ проснуться в соответствии с темпераментом, семейным традициями, привычкой, ну и, возможно, наличием дерзкой собаки.

Я, например, встаю лишь спустя пятнадцать-тридцать минут после того, как промурлыкает будильник. Все это время я судорожно записываю свои впечатления в телефон, попутно чертыхаясь на автоподстановку. Мне нужно успеть зафиксировать хотя бы в общих чертах сюжеты всех снов, которые словно туман в горах, склонны очень быстро расстворяться. Бывает так, что мой улов — четыре-пять снов, сохранившихся на карте временной памяти. Помимо них, я с еще трепетом записываю инсайты. Как правило, их гораздо меньше — один или два, но, в отличии от снов, инсайты не требуют расшифровки.

Инсайт, то есть откровение, наитие или догадка, словно брошенное кем-то в темноту берлоги копье, внезапно пронзает мозг моего медведя, пребывающего в зимней спячке. Когда это происходит и инсайт особенно ярок, я вылетаю из ночи в день так, словно мною выстрелили из катапульты. Большинство пришедших таким путем откровений довольно-таки неприятны. Например, мне вдруг становится ясно, что я вчера сильно обидел, даже не заметив, очень близкого мне человека. Или же, что, несмотря на убедительность нового бизнес-партнера, что-то с ним все-таки не так и мне следует проявить осторожность.

Большинство пришедших таким путем откровений довольно-таки неприятны.

Почему же в течение дня я не восприинимаю эти же сигналы, если они настолько ценны? Пользуясь любимой метафорой “соотношение Шум/Сигнал”, мне кажется, что во время сна происходит значительно снижение уровня шума. Сам по себе сигнал не становится громче, но на фоне временной тишины перед пробуждением, сознанию удается наконец принять сигнал, потенциально всегда ему доступный.

Я слышал, что есть методики введения себя в пограничное состояние с целью специально получить ответ на заранее сформулированный вопрос. Надеюсь, что когда-нибудь ими овладею. Но, например, гипротический транс для меня оказался бесполезным — специалист лишь развел руками: “Вы не гипнабельны, я ничего не могу с вами сделать, пока вы сами не отпустите контроль”. Конечно, во время ритуала аяуаска в Перу, инсайтов я получил столько, что до сих пор их перевариваю. Такая лавина откровений возникает оттого, что человек находится в измененном сознании длительное время — от трех до семи часов. Недавно я получил поверхностное представление о любопытном методе с замысловатом названием — Кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама). Чем-то напоминает сновидение наяву. Когда протестирую полную версию, напишу подробности.

Некоторых людей может удивить зачем я записываю сны. Знаю, для слишком рационального человека это звучит странно. Такие люди убеждены, что сны — это не более, чем клочья прожитого дня, которые отдыхающий мозг треплет как собака старую газету. Не видя буквального Е2-Е4 сообщения в своих снах, такой человек игнорирует этот продукт деятельности мозга. Я их понимаю, поскольку довольно долго сам так считал. Мне также претила примитивная трактовка снов, допускающая буйство любой чуши. Как вам, такая цитата из сонника: “приснившийся паук — это упущенное дело; друг; удача”? Да, вот так, все сразу.

Однако со времением, мой взгляд изменился. С одной стороны, помогло изучение работ таких психологов, как Карл Юнг и Юджин Джендлин. С другой стороны, накопилась статистика собственных снов, сквозь которую, словно сквозь “Big Data”, постепенно начал проявляться определенный узор-паттерн. Я понемногу научился интерпретировать иносказательный, метафоричный, адресованный лично мне, язык сновидений.

Приятный побочный эффект в том, что я перестал бояться страшных снов. Американский психолог Юджин Джендлин пишет: “Сны используют драматичный и чрезмерно пышный язык”. Их сценарий может динамично меняться. Только что вы наблюдали как покатилась отсеченная чья-то голова, но уже спустя миг голова превращается в забавного гнома. Брутальный бультерьер с пустыми глазами акулы до ужаса пугает вас, схватив зубами вашу ладонь, но чуть позже вы уже с наслаждением треплете его холку. Мне импонирует одна из теорий, что во сне практически каждое существо — это какая-то часть нашей личности. С этой точки зрения становится даже любопытно войти в контакт с каким-то странным персонажем сноведения, поначалу вызывающим омерзение или ужас . Ведь он там, внутри меня, появляется явно неспроста. Тем более, что некоторые сны, будучи видимо нами не восприняты, имеют тенднцию настойчиво повторяться снова и снова.

Мне импонирует одна из теорий, что во сне практически каждое существо — это какая-то часть нашей личности.

Конечно, не всякий сон я могу в точности удержать в памяти. И не во всяком могу разглядеть мерцающий смысл. Иногда он раскрывается лишь спустя какое-то время, когда я сопоставляю несколько, в чем-то неуловимо схожих снов. Или же, когда я их рассказываю более опытному, меня слушающему внимательно человеку. Сегодня мысль о бесполезности снов мне представляется чрезвычайно наивной, даже смешной — разве стал бы бывалый моряк игнорировать смутные сигналы зарождающегося шторма. Напротив, я был бы счастлив построить более надежный мост в ту туманную область, которая все порождает все сны и инсайты. Зачем противопоставлять интуицию логике? Кто может провести черту между по-, само- и сверх-сознанием? Иногда потенциал не в разделении сущностей, а в их интеграции. Ну и потом, разумно ли отказываться от подсказок того, кто все о нас знает, но о ком мы почти ничего не знаем?

Photo by Leonardo Yip, Joshua Sortino, karl S, Edgar Guerra

О том, чем я занимаюсь, можно прочитать здесь

Другие мои статьи можно найти на Medium, в блоге и на сайте.

Эта статья является частью “In-between” — проекта об искусстве жить между Хаосом и Порядком. Для этого я исследую жизнь с разных точек зрения — бизнес, семья, здоровье, спорт, психология, общество. Своими догадками и находками я делюсь через статьи, аудио-подкаст и видео-блог. Если вы хотите поддержать проект “In-between”, то вы можете это сделать на краудфандинговой платформе “Patreon”, став Патроном моего творческого проекта.

Спасибо вам за чтение. Вам понравилась статья? Вы можете нажать на кнопку 👏 “хлопнуть в ладоши”, чтобы другим читателям было проще эту статью отыскать на Medium.

--

--

alyadov

Как бизнес-терапевт, я помогаю предпринимателям быстрее принимать трудные решения на стыке бизнеса и личности.